Вместо темной материи в галактическом центре могут быть нейтронные звезды

Австралийские исследователи нашли альтернативное объяснение для таинственных гамма-сигналов, исходящих из центра нашей галактики. Излучение может быть вызвано особыми нейтронными звездами, а не темной материей, как считалось ранее.

Астрофизики из Австралийского национального университета показали, что избыточное гамма-излучение галактического центра может исходить от миллисекундных пульсаров. Это нейтронные звезды с периодом вращения от 1 до 10 мс. В своей работе, опубликованной в журнале Nature Astronomy, исследователи смоделировали условия, при которых миллисекундные пульсары будут испускать гамма-лучи, соответствующие избыточному излучению центра Млечного пути.

В 2009 году Космический гамма-телескоп «Ферми» зафиксировал неожиданное мощное гамма-излучение, исходящее из центра нашей галактики. Как отмечают астрофизики, в процессе наблюдений не получалось установить источник этого излучения. Ученые ранее предполагали, что поток гамма-лучей мог формироваться темной материей, сконцентрированной в галактическом центре.

В новом исследовании астрофизики смоделировали поведение популяции миллисекундных пульсаров, которые сформировались в результате гравитационного коллапса в двойных звездных системах с одним белым карликом. Такая популяция, как показали расчеты, может испускать гамма-лучи, которые по своей морфологии, спектру и интенсивности полностью соответствует избыточному излучению галактического центра.

«Наша работа не ставит под сомнение существование этого сигнала, но предлагает другой потенциальный источник, — говорит Роланд Крокер, один из авторов исследования. — Им могут быть миллисекундные пульсары — нейтронные звезды, которые вращаются очень быстро — около 100 раз в секунду».

Авторы работы подчеркивают, что ранее недалеко от Солнечной системы ученые уже обнаруживали гамма-излучение, исходящее от отдельных миллисекундных пульсаров. Это подтверждает возможность таких объектов формировать сигнал, сходный с избыточным излучением галактического центра.

Исследователи подчеркивают: их работа предполагает, что источники темной материи нужно искать в других местах, ориентируясь на иные признаки. А кроме того, астрофизикам возможно придется пересмотреть представления о потенциальных источниках гамма-излучения, поступающего от других галактик.

«Например, гамма-излучение от Андромеды, ближайшей к нам большой галактики, может быть связано с миллисекундными пульсарами», — добавляет Крокер.