Эксперты прогнозируют сокращение продаж авто в 2 раза и дефицит запчастей
Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze провели масштабное исследование автомобильного рынка в ходе которого эксперты, представители отрасли и крупнейшие дистрибьюторы запчастей поделились своими главными опасениями повлияющих на отрасль в предстоящем году.
Продажи автомобилей и автопарк сократятся
«Сейчас мы видим, что январские продажи были худшими за 5 лет. В марте мы видим влияние нового “черного лебедя”, которого никто не ждал из-за чего падение продаж ускорилось до 63%. В апреле уже ожидается падение порядка 80% и это будет самое сильное падение, даже ниже, чем в момент всеобщего ковидного локдауна», — отметил Александр Груздев, основатель агентства Gruzdev Analyze, международный эксперт автомобильной сферы.
По прогнозам экспертов продажи новых автомобилей в 2022 году сократятся в 2 раза. «Еще месяц назад самые оптимистичные прогнозы были, что продажи будут в районе 1 млн автомобилей, то сейчас это порядка 800-850 тысяч автомобилей. И если такой уровень сохранится, то хорошо, это оптимистичный прогноз», — подчеркнул Александр Груздев.
Как отмечают эксперты, продажи к уровню 1,5-1,6 млн автомобилей еще не вернутся в течение нескольких лет. Поэтому в первую очередь это ударит по дилерам, а через 2-3 года отразится на автосервисах.
Сейчас уже точно можно сказать, что движущийся парк автомобилей сократится и на 1 января 2023 года примерно на 500 тысяч автомобилей. «Что это означает, чтобы было понимание, на обслуживание 500 тысяч автомобилей требуется порядка 1200—1400 постов, учитывая, что на одной станции в среднем 4 поста, то получается 350 автосервисов станут лишними на рынке», — считает Александр Груздев.
Следующий ключевой показатель, это рост среднего пробега личных легковых автомобилей россиян. В 2021 году он вырос более чем на тысячу километров и составил 15 637 км (14611 км в 2020 году). По прогнозам экспертов, в 2022 году средний пробег может сократиться примерно от 5 до 10%.
Рост цен и дефицит запчастей
«Стоимость запасных частей выросла уже в среднем на 60-70% по основным группам товаров, а стоимость работ подорожала на 20%. Каким будет в дальнейшем рост цен, пока никто не может предсказать, но то, что он будет, это бесспорно. Дело здесь не только в курсах валют, дело в выросших в 2,5 раза ценах на сырье — металл, алюминий, пластик. А также возросшая стоимость логистики. Логистические цепочки стали невероятно сложные, а маршруты увеличились в разы, что серьезно увеличивает логистические затраты. От азиатских производителей все запчасти идут морем, а стоимость контейнерных перевозок сейчас выросла в 10 раз, а в некоторых случаях и в 30 раз», — отмечает Данил Соловьев, директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT SERVICE.
«Мало того, что цены на логистику выросли, иногда бывают ситуации, когда просто невозможно привезти товар, например, из Европы или Китая. Соответственно, приходится искать альтернативные не оптимальные варианты, железной дорогой или автомобилем вместо контейнера, что приводит к еще большему удорожанию логистики», — поделился мнением директор по закупу компании Rossko Алексей Скляров.
«Серьезные проблемы начались еще в прошлом году, когда подорожала логистика из Азии. Если в начале 2020 года она стоила 1 000$, то в 2021 году цена выросла до 7 500$. В 2022 году не исключено, что цена дойдет до 20 000$. Тем самым на себестоимость в прошлом году очень серьезно стала давить логистика и отпускные цены производителя», — говорит директор по закупкам компании BERG Лев Ушаков.
По словам Льва Ушакова, в 2022 году если взять цены на сырье и логистику, то рост себестоимости запчастей еще прибавил бы от 21 до 31%. «Такие цифры мы бы получили при ситуации в начале года, но у нас появился новый фактор к которому добавилась ставка Центробанка, стоимость денег, поставщики отменили отсрочки, появились риски, когда платежи не уходят поставщикам, появляются дополнительные банковские комиссии. Все это прибавило еще минимум 23% и у нас получилось, что на сегодняшний момент минимальная цена роста себестоимости уже составляет 61% из Азии и 56% из Европы», — подчеркивает Лев Ушаков.
Как говорит Алексей Скляров, есть еще один немаловажный фактор — рыночные отношения. «Это означает, что на дефицитный товар цена будет расти до того момента, пока его будут покупать. Поэтому цена на определенный товар может вырасти и в 2-3 раза, а есть прецеденты роста до 5 раз», — отметил директор по закупу компании Rossko Алексей Скляров.
Как считают эксперты, накладывается история с дефицитом поскольку запчасти от азиатских производителей еще не успели приехать, от европейских производителей уже не поставляются, соответственно, складские запасы уменьшаются и на этом фоне у дистрибьюторов растет цена. Дефицит — это то, что в ближайшие месяцы будет провоцировать хаос с ценами. Рост цен будет продолжаться и ждать, что цена куда-то откатится бессмысленно, поскольку затраты только растут. И в этом году ситуации не изменится.
«Согласно проведенным опросам в отрасли уже 68% автосервисов испытывают проблемы с запчастями. Самые большие трудности сейчас с запчастями категории деталей двигателя, моторные масла, свечи, фильтры, тормозная система», — говорит международный эксперт автомобильной сферы Александр Груздев.
По словам Александра Груздева, на сегодняшний день 73% опрошенных автосервисов заявляют о проблемах с наличием оригинальных деталей двигателя, 12 автомобильных марок просто нет в наличии и большинство опрошенных не ожидают улучшения в поставках этих запчастей. По мнению дистрибьюторов, уже 3 бренда полностью прекратили свои поставки в Россию, а 31 бренд запчастей, расходников и масел приостановил свою деятельность. При этом около 30 азиатских брендов пока не прекращали свои поставки в Россию. Пик дефицита рынок ощутит уже в июне-июле этого года.
Параллельный импорт и контрафакт
«Нам придётся долго жить в условиях острого дефицита автомобилей и запасных частей к ним. Европейские и японские автопроизводители приостановили поставки оригинальных запасных частей в РФ, поэтому официальные дилеры автопроизводителей вынуждены осуществлять закупки запасных частей у независимых дистрибьюторов. Дефицит запасных частей неизбежен, нужно активно заменять известные бренды аналогами при наличии альтернативы и вводить параллельный импорт», — говорит генеральный директор Москворечье Трейдинг Геннадий Корольков.
По словам экспертов, единственный выход поставок оригинальных запчастей в Россию, это разрешение параллельного импорта. Сейчас дистрибьюторы прорабатывают новые каналы поставок, но проблема состоит в том, что пока на правительственном уровне не согласован список товаров разрешенных для ввоза в Россию в рамках параллельного импорта.
Как отметили эксперты, у этой инициативы есть и негативные последствия — это увеличение доли контрафакта. «У любой медали есть две стороны. Первая — да, конечно, это позволит спокойно ввозить из других стран те запчасти, которые азиатские производители не могут заменить на рынке и их дефицит. Вторая — это открывает ящик Пандоры, а именно, огромнейший поток контрафакта на территорию России. Более того, он уже пошел и мы это видим. Активизировались контрабандные поставки, активизировалось производства контрафакта здесь на месте. Сейчас активизировались такие “распродажи” под предлогом “в связи с кризисом закрываю склад и распродаю остатки оригинальных запчастей”. Люди на это ведутся из-за дешевой цены, а на самом деле получают контрафакт в чистом виде», — резюмировал Данил Соловьев.
Источник: tavto.ru